Вызывает восхищение то, что Голубкина смогла повторить в Москве свою работу, которую сделала некоторое время назад в Париже. Мастерство художника не только в том, чтобы сотворить, но и повторить.
Одна не любимая скульптура
У нас есть незавершенные скульптуры, которые мы выставляли всегда, потому что мы демонстрируем, в том числе, стадии изготовления скульптуры.
Вот эта прекрасная Татьяна Иванова, например, прекрасна в своей незавершенности. Но она хотя бы близка к тому человеку, который в итоге получился, к той Ивановой, которую вы можете разглядеть в совсем очеловеченном материале — гипсе.
Я не очень люблю каменного Черткова, потому что эта работа в самом-самом начале. Даже не уверен, что здесь есть прикосновения Голубкиной. Возможно, эту работу подготавливал Иван Бедняков, её мастер по мрамору.
То, что она насколько удалена от человека вызывает у меня даже чувство страха. Я никогда не хотел, чтобы она стояла в экспозиции, хотя она была её частью в 30-50-е годы.
С одной стороны, это ценнейшая вещь, которая позволяет увидеть, как начинается скульптура, но с другой, в ней так мало Голубкиной, поэтому мое личное мнение таково: эту работу не стоит показывать в музее.